Налоговые изменения по Закону №466: экспресс-анализ от ДПС

Налоговики привели подробный анализ изменений в НКУ, введен Законом №466. Остановимся на них дальше:

ГНСУ рассказывает, что вступил в силу Закон Украины от 16.01.2020 г.. №466-их «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» (кроме некоторых изменений, вступающих в силу с 1 Июль 2020 и с 1 января 2021).

Общие изменения, введенные этим Законом:

– устраняются технические и логические ошибки в Налоговом кодексе Украины (далее – Кодекс)

– нормы Кодекса приводятся в соответствие с положениями законов Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине», «О публичных закупках», «О залоге», « об электронных документах и ​​электронном документообороте »,« об электронных доверительные услуги », Кодекса Украины из процедур банкротства и т.д.;

– упорядочиваются функции и определения контролирующих органов в связи с реорганизацией Государственной фискальной службы Украины;

– внедряются нормы по единого юридического лица в структуре ГНС Украины;

– устраняются проблемы двойного налогообложения путем введения процедуры взаимного согласования;

– совершенствуются некоторые вопросам функционирования электронного кабинета, в частности:

расширение перечня документов, которые могут быть получены налогоплательщиком с помощью электронного кабинета (уведомление об отказе в принятии его налоговой декларации, некоторые документы по результатам проверок, индивидуальные налоговые консультации и т.д.);
уточнение порядка доставки документа в электронной форме плательщику через электронный кабинет;
предоставление плательщикам возможности подавать в электронном виде сообщения (с документальным подтверждением фактов) для исправления неточной, неполной или устаревшей информации о себе, доступ к которой предоставляется ему через электронный кабинет;
урегулирования организационных процессов, связанных с формированием и приемом отчетности представленной средствами электронной связи в электронной форме;
– решаются проблемные вопросы определения даты уплаты налогового обязательства, если предельный срок уплаты налогового обязательства приходится на выходной или праздничный день (день, следующий за выходным или праздничным днем)

– определяются четкие требования к оформлению случаев утраты, повреждения или досрочного уничтожения документов плательщиком;

– увеличен срок, на который может быть продлен срок предоставления индивидуальной налоговой консультации с 10 до 15 дней

– предоставляется возможность восстановления срока на подачу плательщиком жалобы в административном порядке, если не прошло 6 месяцев с момента получения решения;

– предоставляется возможность нерезидентам обжаловать определенные решения в контролирующий орган, который их вынес;

– вводятся новые условия оплаты труда государственных служащих контролирующих органов.

Изменения по взысканию долга:

– взыскание задолженности по части чистой прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий и их объединений отныне будет осуществляться в порядке, определенном статьями 59-60 и 87-101 Кодекса;

– сокращается срок, в течение которого к налогоплательщику, которому направлено налоговое требование, не применяются меры взыскания с 60 до 30 календарных дней;

– дополняются основания освобождения имущества налогоплательщика – должника из налогового залога;

– сокращаются сроки, в течение которого налогоплательщик может самостоятельно осуществить оценку имущества, с двух до одного месяца.

 

Изменения, касающиеся ответственности налогоплательщиков и контролирующих органов

Вводится новая концепция ответственности, которая предусматривает:

– обязательный анализ и доведение контролирующими органами наличии умысла и вины налогоплательщика при совершении налогового правонарушения;

– привлечение к финансовой ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения осуществляется при условии наличия в деянии вины, кроме некоторых налоговых правонарушений ответственность за которые наступает независимо от наличия вины (отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа; непредставление в сроки документов для постановки на учет, осуществления расходных операций по счету налогоплательщика банком или другим финансовым учреждением до получения уведомления соответствующего контролирующего органа; неуведомление физическими лицами-предпринимателями о своем статусе банка при открытии счета и т.п.);

– определение обстоятельств, смягчающих ответственность лица за совершение налогового правонарушения (под влиянием угрозы, принуждения, материальную, служебную или иную зависимость; стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; самостоятельное сообщение налогоплательщиком о совершенное им правонарушение);

– определение дополнительных обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности налогоплательщика, в том числе совершение деяния: лицом, действовала в соответствии с выводу объединенной палаты, Большой Палаты Верховного Суда, образцовой дела Верховного Суда по применению нормы права, от которой в дальнейшем было уступлено ; в результате незаконных решений, действий или бездействия контролирующих органов;

– уменьшение размера штрафов за совершение налогового правонарушения на 50 процентов при наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность;

– ответственность контролирующих органов за совершение налоговых правонарушений независимо от наличия вины;

– определение фиксированного размера компенсации вреда (одна минимальная заработная плата) причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, для получения которой налогоплательщику необходимо доказать лишь факт противоправности решений, действий бездействия контролирующих органов (принятие незаконного решения, которые привели к потере лицом статуса плательщика налога; невнесение в Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения и / или нарушение сроков начала проведения камеральной проверки, препятствование освобождению имущества лица из-под режима временно задержания и т.п.);

– определение перечня видов вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, которые могут быть заявлены налогоплательщиком к возмещению (стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества, дополнительные расходы, понесенные налогоплательщиком (штрафные санкции, уплаченные контрагентам налогоплательщика, стоимость дополнительных работ, услуг, дополнительно израсходованных материалов и т.п.), расходы, связанные с административным и / или судебным обжалованием т.д.). Сумма такого возмещения не должна превышать 50 размеров минимальной заработной платы.

Также законом предусмотрено:

– отмена штрафных санкции к физическим лицам в случае непредставления или нарушения сроков представления информации для формирования Государственного реестра физических лиц – плательщиков налогов (в случае изменения ФИО, адреса и т.д.);

– отмена штрафных санкций в случаях, когда ошибки в регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов в налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммы удержанного с них налога были исправлены налоговыми агентами самостоятельно, в том числе в течение 30 календарных дней со дня поступления сообщений об ошибках, выявленных контролирующим органом;

– увеличение в 2 раза штрафов для налогоплательщиков за отдельные нарушения в сфере администрирования налогов (ст. 117, 118, 119, 119-1, п. 120.1, п. 121.1 НКУ и другие: нарушение порядка постановки на учет в контролирующих органах – до 2040 грн .; срока и порядка представления информации об открытии (закрытии) банковских счетов – до 680 грн .; порядка представления информации о физических лиц – плательщиков налогов – до 2040 грн .; порядка представления информации контролирующим органам о сделках по аренде о ‘ объектов недвижимости, новый штраф – до 1360 грн. и сроков хранения документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов – до 4080 грн.).

Также установлены штрафные санкции:

– в размере 2 процентов объема поставок (без НДС), но не более 1200 грн (должно быть 1020 грн – ред.), Для каждой несвоевременно зарегистрированной налоговой накладной для операций по поставке товаров / услуг, освобожденных от НДС, или облагаемых по нулевой ставке и др. (П. 120-1.1)

– в размере 5 процентов объема поставок (без НДС), но не более 3400 грн, для каждой налоговой накладной, не зарегистрированного для операций по поставке товаров / услуг, освобожденных от НДС или облагаемых по нулевой ставке (п. 120-1.2 )

– за непредставление контролирующей лицом отчета о контролируемых иностранные компании – в размере 100 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица за каждый такой факт (более 210 200 грн), несвоевременное представление 50 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица за каждый такой факт (более 105 100 грн. ) (п. 120.7) и другие;

– устранение шероховатостей и разногласий в нормах Кодекса о начислении пени по актам проверок.

Изменения в налоговом аудите

– останавливаются сроки давности для определения органом ГНС денежных обязательств в случаях, если он не может провести проверку в связи с отсутствием плательщиков по местонахождению, недопуском плательщиком к проверке, обжалованием приказов на проведение проверки в течение длительного времени, изъятием документов правоохранительными органами, законодательными запретами на проведение проверок (моратории на проведение проверок) или решениями судов о запрете проведения проверок;

– совершенствуется порядок оформления органами ГНС налоговых уведомлений-решений, в частности в части наведения в них обоснования выявленных нарушений и детального расчета штрафных санкций;

– совершенствуется порядок рассмотрения возражений налогоплательщиков и вынесения ППР путем введения их вынесения на рассмотрение комиссий по рассмотрению возражений контролирующего органа, одной из функций которой будет исследование вопроса наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении правонарушения;

– исключаются из оснований для проведения внеплановой проверки решения суда (следственного судьи)

-предоставляется право налоговым органам проводить внеплановые проверки уже проверенных периодов в случае получения от иностранных государственных органов информации, свидетельствующей о наличии нарушений (пп. 78.1.21 НКУ);

– предусматривается возможность остановки проверок всех категорий налогоплательщиков, а не только крупных;

– ограничивается возможность контролирующих органов вносить изменения в план-график проведения документальных плановых проверок (будет допускаться внесении изменений не чаще одного раза в первом и однажды во втором квартале соответствующего года, кроме случаев, когда изменения связаны с изменениями наименование налогоплательщика, уже был включен в план-график, и / или исправления технических ошибок);

– устанавливается, что акт проверки не может рассматриваться как заявление или сообщение о совершении уголовного преступления по уклонению от уплаты налогов;

– увеличен с 3 до 5 лет срок проведения проверки и вынесения налоговых уведомлений-решений по уплате налога на доходы физических лиц, военного сбора при выплате заработной платы.

Изменения, касающиеся учета налогоплательщиков

– меняются критерии принадлежности налогоплательщика к крупным плательщикам (уплата исключительно налоговых платежей – 1500000 евро (было 1 млн налоговые и таможенные платежи))

– устанавливается порядок учета в контролирующих органах нерезидентов (иностранных компаний, организаций) (взятие их на учет в контролирующих органах осуществляется после аккредитации (регистрации, легализации) на территории Украины обособленного подразделения, или до получения нерезидентом имущественных прав на недвижимость или землю в Украине, или к открытию счетов в банках Украины. в случае аккредитации на территории Украины обособленного подразделения, одновременно с постановкой на учет нерезидента осуществляется постановка на учет и его обособленного подразделения);

– совершенствуется порядок регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость;

– обеспечивается учет физических лиц предпринимателей с признаком производства «независимой профессиональной деятельности».

Внедрение шагов Плана действий BEPS

Трансфертное ценообразование:

– совершенствуется контроль за трансфертным ценообразованием с выполнением положений 8-10, 13 шагов Плана действий BEPS по:

контроля за распределением функций, рисков и нематериальных активов внутри группы компаний;
правил для операций с сырьевыми товарами путем исключения ограничения на применение исключительно биржевых котировок определенных бирж и предоставление возможности использовать котировочные цены на такие товары;
введение трехуровневой структуры документации для международных групп компаний, которая включает в себя документацию по трансфертному ценообразованию (локальный файл), глобальную документацию (мастер-файл) и отчет в разрезе стран (country-by-country reporting) – в соответствии с определенными критериями, компании должны будут подавать 2 дополнительных документа: глобальную документацию (мастер-файл) и отчет в разрезе стран (country-by-country reporting)
Международные процедуры:

– применение процедуры взаимного согласования (Шаг 14), предусматривающий механизм подачи заявления на рассмотрение дела по процедуре взаимного согласования, требования к такому заявлению, порядок действий контролирующего органа и тому подобное;

– налогообложение приравненных к дивидендам платежей при осуществлении операций с нерезидентами;

Контролируемые иностранные компании:

– определение контролируемых иностранных компаний и их налогообложения (Шаг 3), что предусматривает:

введение концепции налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний на уровне контролирующего лица – физического или юридического лица, является контролирующей лицом такой компании;
обязанность представления контролирующими лицами отчета о контролируемых иностранных компании в контролирующий орган;
– ограничение расходов по финансовым операциям со связанными лицами (Шаг 4);

Международное налогообложение:

– предотвращение злоупотреблений в связи с применением договоров об избежании двойного налогообложения (Шаг 6);

– предотвращение избежанию статуса постоянного представительства и налогообложения постоянных представительств (Шаг 7).

Кроме того, Законом:

– изменяется с 20% до 25% определения доли владения корпоративными правами для срока связанного лица;

– расширяется срок разумной экономической причины (деловой цели) (пп. 14.1.231 НКУ), в результате чего возможно его применение в отношении операций как с резидентами, так и нерезидентами;

Изменения, касающиеся налога на прибыль предприятий

– расширяется круг налоговых агентов:

на юридических и физических лиц – «упрощенцев», а также физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность – по выплаченных нерезиденту доходов (прибыли) с источником их происхождения из Украины,
на юридических лиц – «упрощенцев» – по полученной скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании;
– не начисляется амортизация за период неиспользования (эксплуатации) основных средств в хозяйственной деятельности в связи с их модернизацией, реконструкцией, достройкой, дооборудования и консервации;

– вводится отдельный учет процентов, которые были капитализированы (подлежали включению в себестоимость необратимого актива) в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международных стандартов финансовой отчетности;

– уточняется порядок учета процентов, выплачиваемых по кредитам, займам и другим долговым обязательствам (тонкая капитализация), относительно:

распространения ограничения по учету таких процентов по кредитам, займам и другим долговым обязательствам, полученных как от связанных, так и не связанных лиц резидентов и нерезидентов;
определение одного критерия для применения указанного порядка и увеличение финансового результата до налогообложения – при условии того, что общая сумма начисленных процентов по таким обязательствам превышает 30 процентов суммы рассчитанного объекта налогообложения налогом на прибыль отчетного (налогового) периода, в котором осуществляется начисление таких процентов, увеличенного на сумму финансовых расходов по данным финансовой отчетности и суммы амортизационных отчислений по данным налоговой отчетности того же отчетного (налогового) периода;
– вводятся новые разницы, уменьшающие финансовый результат до налогообложения по суммам:

начисленных доходов в виде дивидендов в пользу плательщика от контролируемой иностранной компании;
начисленных в пользу плательщика доходов в виде дивидендов и от участия (не менее 10%) в капитале нерезидентов, которые не входят в перечень государств (территорий) низконалоговых юрисдикций;
признанных доходов от определения курсовых разниц по монетарным статьям в иностранной валюте на дату баланса в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международных стандартов финансовой отчетности;

отрицательного значения объекта налогообложения (на дату утверждения передаточного акта или разделительного баланса) налогоплательщика, который реорганизуется (путем присоединения, слияния, преобразования или разделения, выделения) у налогоплательщика – правопреемника, если такие плательщики были связанными лицами больше восемнадцати последовательных месяцев до даты завершения присоединения (слияния)
– вводятся новые разницы, увеличивающие финансовый результат до налогообложения по суммам:

30 процентов стоимости товаров, в том числе необоротных активов, работ и услуг (кроме операций, признаваемых контролируемыми в соответствии со ст. 39 настоящего Кодекса), реализованных в пользу нерезидентов, входящих в перечень государств (территорий) низконалоговых юрисдикций;
части скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании, пропорциональной доле, которой владеет или которые контролирует юридическое лицо, исчисляется в соответствии с правилами, определенными ст. 39-2 Кодекса;
расходов, понесенных налогоплательщиком в пользу нерезидентов, если такие операции не имеют деловой цели;
– уточняются и дополняются разницы, применяемые для увеличения финансового результата до налогообложения, о суммах штрафов, пени, начисленных контролирующими органами и другими органами государственной власти за нарушение требований законодательства;

– уточняется порядок и особенности налогообложения нерезидентов в части дополнения перечня доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины, подлежат налогообложению, в частности:

прибыли от осуществления операций по продаже или иного отчуждения акций, корпоративных прав, долей в иностранных компаниях, организациях, созданных в соответствии с законодательством других государств, кроме находящихся в обращении на фондовой бирже;
доходами от отчуждения прав нерезидента на добычу и разработку месторождений полезных ископаемых, минеральных источников и других природных ресурсов, расположенных на территории Украины.
– увеличиваются с 6 тыс. Грн до 20 тыс. Грн сумма, которая используется при определении основного средства (пп. 14.1.138 НКУ);

– увеличивается предел с 20 млн грн до 40 млн грн дохода, когда объект налогообложения налога на прибыль предприятий нельзя не корректировать на финансовые разницы;

– вводится ускоренная амортизация основных средств на период 2020-2030 г.г.

 

Изменения по налогу на добавленную стоимость

– введение для отчетности по НДС единого отчетного периода – календарный месяц (в том числе для плательщиков единого налога) с целью упрощения администрирования НДС, применение единого подхода к формированию показателей отчетности и их отражение в информационных системах ГНС;

– определение базы налогообложения для операций по поставке электрической энергии, исходя из цены, которая сложилась на рынке электрической энергии без необходимости доначисления налоговых обязательств по НДС, если такая рыночная цена электроэнергии меньше цены его приобретения;

– определение базы налогообложения для операций по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины (договорная (контрактная) стоимость таких товаров, указанная в таможенной декларации);

– обеспечение возможности формирования налогового кредита плательщиками, применяющими кассовый метод налогового учета в случае, если оплата приобретенных товаров / услуг осуществляется более чем через 1095 календарных дней

– урегулирование вопроса учета в системе электронного администрирования налога суммы средств, изъятых и зачисленных контролирующим органом на счет налогоплательщика в соответствии со ст. 95 Кодекса в счет погашения налогового долга по НДС по задекларированных к уплате налоговым обязательствам;

– продление предельного срока регистрации в ЕРНН сводных налоговых накладных с 15 до 20 числа месяца;

– установление временной льготы по НДС для операций по передаче транспортных средств малообеспеченным слоям населения, а также органам специального назначения (скорая медицинская помощь и центральные органы исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах гражданской защиты, спасательного дела, пожарной и техногенной безопасности) для оперативного выполнения задач, направленных на защиту и сохранение здоровья населения;

восстановление применения нулевой ставки НДС к операциям по экспорту сои и рапса (до внесения изменений к операциям по экспорту сои и рапса применялся режим освобождения от налогообложения НДС, который исключал возможность декларирования к возмещению сумм НДС по таким операциям)
уточнено, что кассовый метод налогового учета по НДС распространяется в т.ч. на подрядчиков и субподрядчиков;
– обеспечено распространение льготы НДС на ввоз племенных чистопородных животных сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Изменения по налогу на доходы физических лиц

– определение порядка налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний;

– налогообложение по основной ставке 18 проц. дохода, полученного плательщиком налога от продажи в течение отчетного налогового года третьего и последующих объектов недвижимости (транспортных средств) (первый объект в год остается по нулевой ставке, второй – по ставке 5 процентов);

Акцизный налог

– нормы Кодекса приводятся в соответствие с Законом Украины «О рынке электрической энергии» в части:

исключение из перечня плательщиков акцизного налога оптового поставщика электрической энергии;
уточнения определения плательщика акцизного налога – производителя электрической энергии;
– исключаются из объектов налогообложения акцизным налогом операции по реализации и / или передачи в пределах одного предприятия электрической энергии произведенной на объектах электроэнергетики;

– дополняется перечень подакцизных товаров табачносодержащих изделий для электрического нагрева (ТВЕН) с помощью подогревателя с электронным управлением;

– дается определение терминов электронная сигарета и жидкости, используемые в электронных сигаретах. Установлена ​​ставка акцизного налога на жидкости, используемой в электронных сигаретах (3000 гривен за 1 литр) и определен порядок их налогообложения, также введен маркировки емкости (упаковки) с жидкостью, используемой в электронных сигаретах, марками акцизного налога.

Рентная плата

– изменены ставки рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (черных металлов (кроме железной руды), цветных и легирующих металлов; железной руды)

– пересмотрен перечень операций, к которым применяются корректирующие коэффициенты, которые определяются в зависимости от вида полезного ископаемого (минерального сырья) и условий ее добычи;

– изменены некоторые диапазоны частот, за которые уплачивается рентная плата;

– уточненные ставки рентной платы за специальное использование лесных ресурсов, а именно уменьшены категории с 5 до 3 (п. 256.3).

Местные налоги

– увеличивается налог для жилой недвижимости, общая площадь которой превышает 300 квадратных метров (для квартиры) и / или 500 квадратных метров (для дома) – 25 000 грн в год за каждый такой объект недвижимости;

– изменяются сроки принятия и обнародования органами местного самоуправления решений о ставках местных налогов, а также информирование контролирующих органов о принятых решениях;

– контролирующие органы обязуются информировать органы местного самоуправления о состоянии расчетов с местными бюджетами;

– устанавливается определение «Время» и «Расчетный час» для определения базы взимания туристического сбора.

– устанавливается возможность определения налоговых обязательств по плате за землю на основании невнесенных в государственные реестры правоустанавливающих документов на земельные участки.

– уточняется порядок начисления и отправки контролирующим органом физическим лицам сумм платы за землю.

***

, , , ,

Похожие публикации

Меню
ПОЗВОНИТЕ МНЕ
+
Жду звонка!