Ответственность нерезидентов в случае нарушения требований регистрации

Когда налоговики применяют штрафные санкции за нарушение требований налоговой регистрации нерезидента, а когда — нет? ГНС в своем Информационном письме №20 предоставила ответа.

Какая ответственность нерезидента за невыполнение требования о регистрации плательщиком налога на прибыль предприятий?

В периодах до 1 января 2021 действовала требование, сформулированное в п. 133.3 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), согласно которой постоянное представительство, которое начало свою хозяйственную деятельность до регистрации в контролирующем органе, считалось уклоняющимся от налогообложения, а полученные им доходы считались скрытыми от налогообложения. Эта норма оставалась неизменной с момента вступления в силу НКУ. Вместе с тем, по такой редакции налогоплательщиком, допустивший нарушение, могло быть только постоянное представительство, а не сам нерезидент.

Законом № 786 эта норма изложена в новой редакции, но единственное существенное отличие в том, что слова «постоянное представительство» заменено словом «нерезидент».

Итак, с 1 января 2021 нерезидент, который начал хозяйственную деятельность через свое постоянное представительство в регистрации в контролирующем органе, считается уклоняющимся от налогообложения, а полученные им прибыли считаются скрытыми от налогообложения.

Отметим, что содержанием нарушения является невыполнение нерезидентом требования по регистрации плательщиком налога на прибыль предприятий.

Отдельно отметим, что согласно пп. 117.4 НКУ, ведения нерезидентом (иностранным юридическим компанией, организацией) деятельности через обособленное подразделение, в т. Ч. Постоянное представительство, без постановки на налоговый учет в порядке, предусмотренном НКУ, влечет за собой наложение штрафа на нерезидента в размере 100 000 гривен.

Обратите внимание! Не применяются штрафные санкции за нарушение налогового законодательства, совершенные в течение периода, заканчивается последним календарным днем месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабмином на всей территории Украины, кроме санкций за нарушения, которые прямо перечислены в п. 52- 1 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ.

Нарушения, определенные п. 117.4 НКУ в этом перечне отсутствуют. Итак, за такие нарушения, допущенные в указанном периоде действия карантина, эта штрафная санкция не применяется.

В любом случае налоговые органы могут применить административный арест имущества нерезидента?

Административный арест имущества налогоплательщика (далее — арест имущества) является исключительным способом обеспечения исполнения налогоплательщиком его обязанностей, определенных законом. В соответствии с пп. 94.2.9 НКУ арест имущества может быть применен, если выясняется, что нерезидент начинает и / или осуществляет хозяйственную деятельность через постоянное представительство на территории Украины без постановки на налоговый учет, что подтверждается актом проверки.

При этом, проверки нерезидентов (иностранных компаний, организаций), осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Украины и которые должны были стать на учет в порядке, установленном п. 64.5 НКУ, и которыми не были выполнены вышеуказанные требования, и по их обособленных подразделений, в том числе постоянных представительств, находящихся на учете, могут быть назначены с 1 июля 2021 года. Эти требования определены п. 60 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ.

Следовательно, применение такой меры пресечения возможно лишь по результатам проверки и только при отсутствии регистрации нерезидента в качестве налогоплательщика. Учитывая это, такие действия не могут быть применены к нерезиденту ранее 1 июля 2021, даже в случае, если такой нерезидент с каким-либо причинам не выполнит своевременно требования п. 60 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ относительно представления документов для постановки их на учет в срок, определенный НКУ.

Взятие ДПС нерезидента на налоговый учет на основании акта проверки согласно пп. 94.19.10 НКУ является основанием для прекращения административного ареста имущества налогоплательщиков.

Могут ли налоговые органы взять нерезидента на учет в случае, если он не выполнит требования по регистрации налогоплательщиком в порядке и на основаниях, определенных НКУ?

Да, но только по результатам проверки, о результатах которой нерезидента должны надлежащим образом сообщить.

В случае установления ГНС по результатам налогового контроля признаков ведения нерезидентом хозяйственной деятельности на территории Украины без постановки на налоговый учет нерезидента, в частности, осуществление резидентом деятельности в интересах нерезидента через обособленные подразделения, в т. Ч., Имеющего признаки постоянного представительства, контролирующим органом назначается проверка такой деятельности. Порядок проведения проверки определяется Минфином, с учетом особенностей, определенных НКУ (п. 64.5 НКУ).

Если проверкой установлено ведения нерезидентом деятельности через обособленные подразделения, в т. Ч. Постоянное представительство в Украине без постановки на налоговый учет, контролирующий орган составляет акт проверки, который направляется нерезиденту в порядке, определенном п. 86.13 НКУ. На основании акта проверки контролирующим органом может быть принято решение о постановке на учет такого нерезидента в Украине без заявления нерезидента и получения возражения к акту проверки.

Акт (справка) по результатам проверки деятельности нерезидента через обособленные подразделения, в т. Ч. Постоянное представительство в Украине без постановки на учет в контролирующем органе, направляется нерезиденту в порядке, определенном ст. 42 НКУ, или предоставляется уполномоченному представителю нерезидента или направляется в компетентный орган государства, резидентом которого является нерезидент. В случае получения от нерезидента письменных возражений на акт (справку) такие возражения рассматриваются в порядке, определенном НКУ.

Порядок уведомления нерезидентов о постановке на учет в качестве налогоплательщиков утвержден Постановлением КМУ от 04.11. 2020 № 1054. Так, в частности, предусмотрено, что сообщение установленной формы может быть:

  • направлено налоговыми органами и вручено обособленному подразделению нерезидента (если такое подразделение состоит на учете в налоговых органах) через электронный кабинет соответствии со ст. 42 НКУ, если обособленное подразделение нерезидента подал заявление о желании получать документы через электронный кабинет;
  • направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по известному адресу (местонахождению, налоговому адресу) обособленного подразделения такого нерезидента;
    лично вручено под расписку уполномоченному представителю нерезидента, если у налоговых органов есть информация о таком представителя;
  • направлено непосредственно на адрес местонахождения нерезидента (если ее можно установить) как международное регистрируемое почтовое отправление с уведомлением о вручении;
  • или, если ни один из предыдущих вариантов недоступен (в том. ч., когда с государством, где зарегистрирован нерезидент, не установлено почтовый обмен, налоговый орган не смог установить местонахождение нерезидента или международное почтовое отправление с уведомлением не вручено) — налоговый орган вместе с сопроводительным письмом уведомляет в компетентный орган государства, в котором зарегистрирован нерезидент, с просьбой вручить его соответствующем нерезиденту.

Сообщения, в соответствии со ст. 42 НКУ направлены и вручены обособленному подразделению нерезидента (в т. Ч. Постоянному представительству в Украине), уполномоченному представителю, считаются направленными и врученными нерезиденту.

Решение о постановке на налоговый учет нерезидента, осуществляющего в Украине деятельность через обособленные подразделения, в т. Ч. Постоянные представительства, может быть обжаловано в контролирующий орган, который принял оспариваемые решения, в течение сроков, определенных п. 56.3 НКУ.

 

, , , ,

Схожі публікації

Меню
ПОЗВОНИТЕ МНЕ
+
Жду звонка!